ПЕРЕДОВАЯ
В статье представлены результаты реорганизации военно-санитарных учреждений Рабоче-крестьянской Красной армии и подготовки медицинских кадров в первые годы Великой Отечественной войны. Указаны основные достижения военных хирургов, терапевтов, эпидемиологов, военных врачей — организаторов мероприятий по улучшению оказания медицинской помощи в годы войны. Отмечено, что внедрение принципов военно-полевой медицинской доктрины и передовых научных разработок в широкую практику военных врачей позволило существенно снизить санитарные потери в Красной армии. Массовый героизм и самоотверженный труд медицинских работников помогли одержать победу в Великой Отечественной войне.
ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
Инфаркт миокарда, инсульт и венозный тромбоэмболизм, в основе которых лежит тромбоз сосудов, являются ведущими причинами смерти населения. Наиболее часто эти заболевания развиваются при старении организма человека. С возрастом происходят такие изменения в системе гемокоагуляции, как повышение уровня фибриногена, факторов VIII и IX и других прокоагулянтов без пропорционального увеличения количества антикоагулянтных факторов, уменьшение количества тромбоцитов и повышение их активности, снижение активности фибринолиза, развивается эндотелиальная дисфункция. Все это приводит к повышению интенсивности внутрисосудистого свертывания крови и развитию тромбозов.
Изучение экспрессии гена CACNA1C актуально в практике врача как в структуре терапевтического профиля (терапевта и кардиолога), так и акушера-гинеколога, а также в психиатрии, неонатологии, онкогинекологии и т.д. Клинические эффекты нарушения экспрессии гена CACNA1C зависят от его пенетрантности и могут определять такие клинические состояния, как нарушения сердечного ритма и проводимости, вплоть до развития внезапной смерти, преждевременные роды, артериальную гипертензию или артериальную гипотензию, аутизм, шизофрению.
В статье показана взаимосвязь снижения уровня экспрессии гена CACNA1C в гладких мышцах с развитием пролапса гениталий, а также с артериальной гипотензией — 22,6–30%, миопией — 40,6%, нарушением сердечного ритма и проводимости — 64,2% (с синусовой аритмией — 12,3%, синдромом Вольфа–Паркинсона–Уайта (WPW) — 12,3%, синдромом ранней реполяризации — 10,9%, неполной блокадой правой ножки пучка Гиса — 28,7%, пролабированием митрального клапана — 88%, варикозной болезнью — 39,5%, протрузией и релаксацией тазового дна — 50%, гипермобильностью суставов — 48,8%, сколиозом II степени — 33%, плоскостопием III степени — 73,8%, гипотонической дисфункцией кишечника — 50–60%, астеническим типом телосложения — 30%, склонностью к мышечной астении — 30%, тенденцией к функциональной истмико-цервикальной недостаточности во время беременности — 23%, быстрыми и стремительными родами — 37,6%).
Изучение уровня экспрессии гена CACNA1C поможет обосновать тактику лечения при ряде клинических состояний.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имеются сообщения об эффективности таурина у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (CCЗ). Широкий спектр действия препарата обусловлен его регулирующим влиянием на различные виды обмена веществ, однако практически отсутствует информация о возможности применения таурина при лечении пациентов с постинфарктным кардиосклерозом (ПИК).
Цель. Изучение механизмов действия и клинической эффективности таурина при лечении больных ишемической болезнью сердца, со стабильной стенокардией, после перенесенного инфаркта миокарда (ПИК).
Материал и методы. Обследовано 95 пациентов с ПИК и стенокардией напряжения II и III функционального класса (ФК), которые были разделены на 2 группы. Основную группу составили 48 пациентов в возрасте 65,8±7,2 года, у которых к стандартной терапии был добавлен таурин в дозе 50 мг/сут, группу сравнения — 47 пациентов в возрасте 63,6±6,9 года, которые получали стандартную терапию и плацебо. Оценивали динамику клинических, инструментальных и лабораторных показателей.
Результаты. Установлено, что добавление таурина к базисной терапии способствует повышению эффективности лечения пациентов с ПИК, у которых не проводилась реваскуляризация миокарда, что проявляется достоверным улучшением показателей субъективного статуса (уменьшение утомляемости, жалоб на учащенное сердцебиение, выраженности одышки, частоты приступов стенокардии), эхокардиографических показателей (увеличение фракции выброса левого желудочка — ФВ ЛЖ), батмотропной и хронотропной функций миокарда (уменьшение количества желудочковых и наджелудочковых экстрасистол, нормализация показателей вариабельности сердечного ритма), липидного профиля. Установлено, что использование таурина в комплексном лечении пациентов с ПИК безопасно и не сопровождается побочными нежелательными эффектами.
Заключение. Таурин целесообразно включать в состав комплексного лечения больных со стенокардией напряжения, перенесших инфаркт миокарда, с целью улучшения инотропной функции миокарда, усиления антиаритмического и гиполипидемического эффектов базисной терапии. Рекомендуемая доза таурина — 750 мг/сут в течение не менее 3 мес.
Рост заболеваемости хронической сердечной недостаточностью (ХСН) обусловлен как увеличением продолжительности жизни населения, так и влиянием различных факторов риска, способствующих развитию и нарастанию недостаточности кровообращения.
Материал и методы. Обследовано 74 больных ХСН II–III функционального класса, включая 37 (50%) пациентов с признаками метаболического синдрома (МС). Оценивали возрастную структуру, клиническое течение, данные лабораторных и инструментальных методов исследования. Специальная программа включала определение концентрации лептина и адипонектина, уровня высокочувствительного тропонина. Проводили эхокардиографическое исследование с определением морфофункциональных показателей миокарда и толщины эпикардиального жира.
Результаты и обсуждение. Материалы исследования обнаруживают у больных с МС ряд особенностей клинического течения ХСН с ее более ранним развитием и тяжелым течением. Эхокардиографические исследования выявляют значительное увеличение размера камер сердца, толщины миокарда левого желудочка и правого желудочка, легочной гипертензии. Морфофункциональные изменения по ряду параметров превышают таковые у больных ХСН без МС. Установлено значительное повышение уровня лептина, являющегося маркером ожирения, фиброза и воспаления. Показатели лептина и С-реактивного белка у пациентов с МС достоверно превышали показатели в группе больных с ХСН. У больных с МС обнаружено повышение уровня высокочувствительного тропонина, достоверно превышающего показатели у больных без МС. Установлены корреляционные связи уровня лептина, адинектина, С-реактивного белка с массой миокарда левого желудочка, толщиной эпикардиального жира, фракцией выброса.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о важной роли дисметаболических процессов в развитии и прогрессировании ХСН у больных с МС.
Исследовалось состояние углеводного обмена у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) с помощью глюкозотолерантного теста (ГТТ) и оценивались возможности использования данного теста для совершенствования диагностики нарушений углеводного обмена (НУО). Установлено, что у больных ХОБЛ при исключении факторов риска, перечень которых установлен рекомендациями ВОЗ и Международной диабетической федерацией (IDF), ГТТ выявляет НУО существенно чаще, чем при оценке глюкозы плазмы крови натощак, что подтверждает раннее выдвинутую авторами настоящей работы гипотезу о значительной роли ХОБЛ в патогенезе НУО и, в частности, сахарного диабета (СД) 2-го типа. Это указывает на целесообразность отнесения ХОБЛ в группу риска по СД 2-го типа, а, следовательно, и выполнения у данного контингента пациентов ГТТ. При этом ГТТ является простым и достаточно информативным методом диагностики НУО и может быть использован в качестве скринингового у больных ХОБЛ независимо от уровня глюкозы в крови натощак. Также установлено, что распространенность нарушения толерантности к глюкозе значительно реже имеет место в западной Европе, чем в Восточной, к значениям в которой приближаются полученные нами данные.
В исследование включено 106 больных с аксиальным спондилоартритом (СпА), 98 больных остеоартритом (ОА) коленных суставов и 136 больных ревматоидным артритом (РА). У всех пациентов исследованы полиморфизмы генов следующих цитокинов: фактора некроза опухолей (TNF) α (rs361525, rs1800629 rs1800630), интерлейкинов (IL) 1β (rs1143627), 4 (rs2243250), 6 (rs1800795), 10 (rs1800872, rs1800872), 17 (rs2275913, rs763780), гена фактора роста эндотелия сосудов (VEGF (rs3025039, rs699947), генов матриксных металлопротеиназ (MMP) MMP-2 (rs2438650), MMP-3 (rs3025058), MMP-9 (rs3918242). Выделены генетические признаки, которые с различной частотой встречаются у пациентов с РА, но не выявлены в группе пациентов с СпА или ОА, и альтернативные признаки, которые не выявлены у пациентов с РА, но выявляются у пациентов с СпА или ОА. Альтернативность этих признаков позволяет использовать их в качестве дополнительных лабораторных критериев диагностики на ранних стадиях развития заболеваний суставов.
Цель. Оценка эффективности комбинированной непрямой реваскуляризации при лечении критической ишемии у пациентов с окклюзионно-стенотическими поражениями артерий стопы, голени и бедра.
Материал и методы. Проведен анализ комплексного обследования и лечения 40 пациентов с хронической критической ишемией нижних конечностей III стадии в результате атеросклеротического поражения бедренно-подколенного и голеностопного сегментов. По технологии лечения больные были разделены на 2 статистически однородные группы (по 20 человек в каждой). У пациентов 1-й группы производилась стандартная поясничная симпатэктомия, а у больных 2-й группы — комбинированное лечение. На первом этапе выполнялась симпатэктомия, а на втором этапе, через 2–3 мес., — трансплантация аутоклеток костного мозга общим объемом 48 мл из 10 точек по внутренней и из 10 точек по наружной поверхности бедра и голени и из 4 точек на стопе в каждый межплюсневый промежуток. Забор клеток костного мозга производили из подвздошной кости. Эффективность лечения через 7 сут, 6 и 12 мес. оценивали по динамике реографического, лодыжечно-плечевого, фотоплетизмографического индексов, дистанции безболевой ходьбы, а через 6 и 12 мес. — по клиническому статусу и качеству жизни пациентов.
Результаты. У больных 2-й группы через 12 мес. показатели артериального кровотока и микроциркуляции были достоверно выше, чем в 1-й группе: реографический индекс — на 0,26, лодыжечно-плечевой индекс — на 0,2, фотоплетизмографический индекс — на 7,1%, дистанция безболевой ходьбы — на 32 м. Применение комбинированного лечения позволило достичь клинического статуса в виде умеренного и минимального улучшения через 6 мес. у 19 (95%) больных, а через 12 мес. — у 18 (90%) пациентов, тогда как после выполнения стандартной симпатэктомии — у 16 (80%) и 10 (50%) больных соответственно. В отдаленном периоде через 12 мес. конечность удалось сохранить во 2-й группе у всех 20 (100 %) пациентов, а в 1-й группе — у 17 (85%). У больных 2-й группы через 12 мес. Выявлено статистически достоверное увеличение физического компонента здоровья на 8,2% по сравнению с показателями в 1-й группе, психического компонента здоровья — на 5,1%.
Заключение. Комбинированная непрямая реваскуляризация позволяет нормализовать процессы микроциркуляции в ишемизированной конечности и добиться положительной динамики течения заболевания.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
В настоящее время, по данным ВОЗ, около 350 млн человек в мире страдают хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). По всемирной статистике, ХОБЛ занимает второе место среди всех неинфекционных заболеваний. Определены место и социально-экономическая значимость ХОБЛ в структуре пульмонологических заболеваний в Ростовской области. Обоснована необходимость применения единых диагностических критериев, стандартизации проводимых эпидемиологических и экономических исследований, необходимых для оценки истинного ущерба, наносимого этим заболеванием.
В статье обсуждаются вопросы применения медицинских решений, основанных на учете индивидуальных особенностей пациента и направленных на преодоление недостатков популяционного подхода. Тестирование генетических вариаций не позволяет существенно повысить эффективность лечения большинства заболеваний. Рассмотрены важность учета интересов и позиции пациента, достижения оптимального уровня физиологических показателей, дифференцированного лечения симптомов в зависимости от механизма, коморбидных соматических и психических заболеваний, роли факторов внешней среды, временны́ х аспектов болезней, прогнозных оценок для выбора оптимальной лечебной программы.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Со времен древнего Вавилона существует профессия хирурга как один из самых сложных и опасных видов деятельности, уже в то время имелись нормы и правила, регулирующие действия врачей. В процессе развития медицины и общества контроль действий хирурга, включающий нормы нравственности и морали, религиозные и нормативноправовые акты, менялся, переходя от смертной казни до полного освобождения от ответственности за неудачи в лечении или в случае смерти больного. Контроль деятельности врача приводил к постепенному совершенствованию законодательства, однако и в настоящее время появляются все новые аспекты врачебной деятельности, нуждающиеся в правовом урегулировании.
НЕКРОЛОГ
ISSN 2412-1339 (Online)